Пятница, Ноябрь 22, 2019
Text Size
Изложение – это вид творческой работы учащихся, в которой они должны пересказать прочитанный им текст.
Учащимся предстоит выполнить следующие операции:
         -передать содержание отрывка по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;
         -грамотно написать текст изложения, проверить работу.
Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прочитано, а передать содержание как можно близко к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
 
Технология написания изложения
         Во время чтения учителем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).
         Во время чтения выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы.
         Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы.
         Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
 
Ход проведения письменного экзамена
1.Первое прочтение текста и его восприятие на слух.
2.Небольшая пауза (пять минут), когда вы должны сосредоточиться на услышанном, сделать наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов.
3.Написание черновика включает план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде.
4.Редактирование чернового варианта, когда вы отмечаете трудные для себя случаи, чтобы проверить написание слов в течение последнего часа перед сдачей работы.
5.Выполнение работы набело, когда вы аккуратно переписываете и следите за соблюдением красной строки, правильным членением текста и т.д., уделив переписыванию не менее часа.
6.Самопроверка текста в течение последнего часа.
 
Как готовиться к диктанту
1. Систематически повторять орфографические и пунктуационные правила по учебнику русского языка.
2. Ежедневно писать диктанты. После написания диктанта внимательно проверять правописание слов, правильно ли перенесены слова.
3. Обратить внимание на постановку знаков препинания.
4. Писать чисто, аккуратно, без помарок, без исправлений.
5. Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.
6. Постоянно обращаться к орфографическому словарю, изучать правописание словарных слов.
Как писать диктант
Экзаменатор выразительно читает весь текст диктанта. Внимательно прослушайте его. Если услышите непонятные слова, обязательно выясните их значение у экзаменатора. Постарайтесь вникнуть в смысл текста и понять его.
Далее текст читается по предложениям. Каждое предложение читается 3 раза: первый раз - полностью, второй раз диктуется по частям и третий раз -полностью и с выражением. При первом чтении предложения ничего не записывайте, но постарайтесь определить его структуру (простое или сложное, чем осложнено); запомните последние слова предложения, чтобы знать, где закончится предложение. Во время диктовки предложения по частям не торопитесь, пишите аккуратно, не расставляя знаков препинания (исключением может быть выделение вставных конструкций, слова, запятая перед союзами а, но, зато). Всё внимание обратите на написание слов. Знаки препинания расставьте во время третьего чтения предложения.
После того как напишете весь диктант, экзаменатор снова выразительно читает текст. Теперь необходимо ещё раз проверить написанное, осознать знаки препинания.
 
Как проверять написанное
На 2-3 секунды отвлекитесь от текста, подумайте о чём-нибудь другом, закройте глаза или поднимите их от листа. Это важный психологический момент.
Теперь прочитайте текст и проанализируйте постановку знаков препинания, хотя выверять их желательно, когда текст читает экзаменатор. Если вы решили доставить или зачеркнуть какой-либо пунктуационный знак, не торопитесь, подумайте, какую роль он должен играть в предложении.
Для проверки написания слов необходимо произвести орфографический разбор каждого слова. Исправления выполняйте ручкой: зачеркните тонкой косой линией неправильную букву, а сверху напишите верную.
Что повторить. Орфография
1.   Правописание проверяемых гласных в корне слова.
2.   Правописание непроверяемых гласных в корне слова .
3.   Правописание чередующихся гласных в корне слова.
4.   Гласные О, Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.
5.   Правописание согласных в корне слова. Удвоенные согласные (базовый тезаурус).
6.   Правописание приставок.
7.   Правописание суффиксов имён существительных, прилагательных, глаголов.
8.   Правописание окончаний существительных.
9.   Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
10. -Н- и -НН- в словах различных частей речи.
11. Правописание НЕ с различными частями речи. 12.Правописание частиц НЕ и НИ.
13. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных.
14. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий, предлогов, союзов.
15. Употребление Ь и Ъ.
16. Правописание Ь после шипящих.
17. Ь в числительных.
18. Правописание-0 и-А на конце наречий.
19. Правописание соединительной гласной в сложных словах. 
 
Что повторить. Пунктуация
1.  Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложениях.
2.  Знаки препинания при однородных членах предложения.
3.  Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.
4.  Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях.
5.  Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.
6.  Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
7.  Двоеточие в простом и сложном предложениях.
8.  Тире в простом и сложном предложениях.
9.   Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами синтаксической связи.
10. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.